Психосоматическое направление

Психосоматическое направление в медицине возникло до второй мировой войны в США и странах Западной Европы.
Теории психосоматиков основаны на учении 3. Фрейда.
Термин «психосоматика» начал употребляться в 1934—1936 г. после работ Н. Dunbar, S. Е. Jiliffe, F. Alexander, Wolf и др.
Психосоматики, в частности J. Halliday (1943), психосоматическим заболеванием считают лишь такое, «…природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние. Таких болезней много. Вот некоторые симптомокомплексы, разные по этиологии и течению: фиброзиты, нейриты, люмбаго, мигрени, хорея, пептическая язва, колиты, гипертония, астма, дисменорея, экзема, псориаз, нейроциркуляторная астения (синдром Косты)».
Восстановление после инсульта в Ялте. | Вызов реабилитолога на дом в Ялте. |
Н. Dunbar (1934) писала, что «соматический метод — стереоскопический. Он содержит в себе и физиологическую, и психологическую технику. Он может быть применен ко всем болезням».
Ко всем психосоматическим заболеваниям приложима шестичленная психосоматическая формула: 1) особенности этиологии и течения; 2) тип личности; 3) особенности пола; 4) взаимодействия с другими заболеваниями; 5) семейные особенности; 6) фазность течения. Задача психосоматической медицины — изучение нормальных и патологических телесных функций в свете взаимоотношений психологического и физиологического.
Применяя такие термины, как «целостность», «синтез», «единство организма» и «детерминированность», они указывают, что механизм возникновения и развития внутренних болезней никому не известен, хотя и может быть раскрыт методом того же психоанализа.
Интересно, что психосоматики резко выступают против целлюлярной патологии R. Vircnow. Они упрекают его в том, что он отделил клетки и органы от души.
Психосоматики часто употребляют термины «личность», «тип личности». Однако необходимо иметь в виду, что они под термином «личность» понимают интеграций «сознательных» и «бессознательных мыслей».
Психосоматики считают, что все болезни берут свое начало в раннем детстве, когда у ребенка в процессе «социализации» про исходит подавление «врожденных идей». К. Menninger считает, что каждый ребенок рождается, как любое четвероногое, примитивным, людоедом, асоциальным и безудержным. Каждая личность при рождении одарена агрессивностью и эротизмом (враждебность и любовь). Согласно взглядам психосоматиков, болезни — это результат сексуальной неудовлетворенности человека (типичный фрейдизм!).
Внешняя среда и организм, по убеждениям психосоматиков, на ходятся в постоянном конфликте. Сама же среда — это в основ ном родители субъекта и объекты «враждебного» или «либидозного» влечения.
S. Е. Jiliffe пишет: «Происхождение многих обратимых и необратимых органических болезней можно интерпретировать согласно концепции инфантильных либидозных фиксаций. Иногда конверсия на орган обратима, это — истерия. Необратимый тип конверсии— это так называемая «органическая болезнь».
По мнению психосоматиков, рак грудной железы у женщин возникает вследствие отрицательного отношения к родам И не удачного брака. Нужно ли разъяснять, что подобное утверждение не научно?
Некоторые психосоматики (J, Masserman, 1944, и др.) резко Критикуют учение И. П. Павлова, считая, что оно не объясняет ни неврозов, ни психозов, которые вполне объяснимы с позиций фрейдизма.
Другие психосоматики (Th. French, 1933; Р. Schilder, 1935; R. Seers, 1937; E. Kempf, 1953; W. Reese, 1953), наоборот, с целью спасения шатких теоретических положений стремятся как-то объединить материалистическое учение И. П. Павлова и идеалистическое учение 3. Фрейда, извращая при этом павловское учение.
Психосоматики, приближая медицину, психиатрию в частности, к социальным наукам, пытаются при помощи медицинских методов «решать» социальные вопросы, то есть социальные явления сводят к биологическим.
Е. Alexander в 1947 г. писал, что «…нации реагируют, как и люди. Малые нации реагируют, как малые дети, следовательно, нуждаются в опеке со стороны больших, «взрослых» наций». Американский врач Glower писал, что войны имеют не социально-экономические причины, а психологические, а поэтому их будто бы можно ликвидировать путем психоанализа.
После 1950 г. за рубежом появляется литература, в которой критикуются новые положения психосоматической медицины (К. Jaspers, 1950; К. Kolle, 1953; Н. Weitbrecht, 1955).
Можем ли мы, советские медики, что-нибудь почерпнуть из психосоматической медицины? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Прежде всего, как справедливо заявляют К. М. Быков и И. Т. Курцин (1960), идейная основа психосоматики порочна, зиждется на идеалистических концепциях A, Schopenhauen S. Freud; клинические факты, добытые методом психоанализа, на всегда достоверны. Однако экспериментальные факты представляют определенную ценность,